В основе
личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности,
самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта»,
но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным
опытом. Что же такое личностный подход? Личностный подход - индивидуальный
подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя
личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление,
самоутверждение, самореализацию.
Создание на
уроке личностно – ориентированной ситуации как средство формирования умений и
навыков младших школьников
Раздел 1. Справочно – информационные сведения
об опыте
1.
Тема опыта « Создание на уроке личностно – ориентированной
ситуации как средство формирования умений и навыков младших школьников»
2.
Автор опыта: Никишина Ольга Ивановна.
3.
Должность автора: учитель начальных классов.
4.
Степень новизны опыта: поисково – изобретательский.
5.
Длительность функционирования опыта: с 2005 года.
6.
Опыт представлен материалами:
·
Настоящим описанием;
·
Следующими приложениями:
Приложение
1 – Фрагмент урока математики в 1 классе по теме «Учимся решать задачи»;
Приложение
2 - Фрагмент урока математики в 1классе «Числа. Действия. Задачи»;
Приложение
3 –Инструкции из 2-3 действий;
Приложение
4 – Урок окружающего мира в 3 классе;
Раздел
2. Технологические сведения об опыте
1.
Актуальность
Глубокие
перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве
приоритетных проблему использования новых технологий обучения и
воспитания. У учителей есть возможности выбрать методы и технологии
обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного
процесса.
В
современном обществе повышаются требования к уровню общего образования
человека. Однако часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы
ученик тратит много времени на выполнение, каких – либо заданий, с трудом
усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому необходимо не
только познакомить его с системой научных знаний об окружающей
действительности, но и научить учиться, т. е. вооружить общеучебными
умениями и навыками.
2.
Цель опыта: Обеспечить:
·
личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося,
то есть развитие тех качеств, которые помогут стать ему самоопределяющейся
личностью;
·
его интеллектуальное развитие, то есть развитие
интеллектуальных способностей, навыков мышления и т.п., которые обеспечат
способность к осознанному саморазвитию;
·
помощь ребёнку в формировании целостной картины мира как
исходного основания для социокультурного самоопределения;
3.
Задачи:
·
Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;
·
Сравнить традиционный и личностно – ориентированный подходы
к учебно - воспитательному процессу;
·
Разработать памятку « Деятельность учителя на уроке с личностно-
ориентированной деятельностью»;
4.
Педагогические средства:
·
«Ситуация успеха»
·
«Рекомендации к подготовке, проведению и анализу»
·
«Критерии анализа личностно – ориентированного урока»
·
Памятка «Деятельность учителя на уроке с личностно-
ориентированной направленностью»
·
Приёмы организации учебной работы в целях развития
индивидуальной личности
·
Методическое сопровождение учебного занятия
5.
Технология опыта
«Ситуация
успеха». Первое место я отвела «ситуации успеха».
Известно,
что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов.
Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием
коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление
лучше учиться. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это
относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример
другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже
сложившееся отрицательное отношение к учению.
На
уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха:
удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное
решение. Он получает хорошую оценку, я его хвалю, прошу дать пояснения, на нём
на некоторое время сосредотачивается внимание всего класса. Такая ситуация
может иметь большое значение.
Во-первых,
у ребёнка возникает прилив энергии, он стремиться ещё и ещё раз отличиться.
Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в
неподдельный интерес к самой работе.
Во-вторых,
успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его
одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же
удачу.
В
своей работе стремлюсь управлять такими ситуациями и вижу, что можно влиять не
только на отдельных учащихся, но и одновременно на весь класс. Младшие
школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в
пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в
зависимости от тех задач, которые стоят передо мною: тщательность
выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение
каких- либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает мне решать
важнейшие задачи обучения и воспитания.
В
ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации
успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания, проблемные вопросы
и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников,
так как они знают материал, с удовольствием добывают информацию, прислушиваются
к моим советам. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники
обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходиться и
говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников
проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении
информации.
Ситуации
успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными
знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и лёгкие,
интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. На уроке
стараюсь предложить для начала лёгкое и занимательное задание, не обращая
внимания на его важность. Пусть ребёнок познает радость успеха, захочет
повторить его, поверит в свои силы. Это позволит незаметно (в зависимости от
индивидуальных особенностей ребёнка) повысить требования к нему.
Таким
образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует
возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет
относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого
ученика оно будет значительным. Если оценить его относительно достижений более
успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не
будет доставлять радости похвала, если он «всё равно хуже». С другой стороны,
преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости, когда хвалят за
неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, я сравниваю
школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, т. е. оцениваю
продвижение.
Например,
анализируя лучшие работы, обращаю внимание детей и на такие, в которых
отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчёркиваю, что
ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
При
организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности
ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному
результату. Эффективность планируемых ситуаций успеха возрастает при
определённом стечении обстоятельств. Для учащихся большое значение имеет
спокойная деловая обстановка урока, увлечённость класса работой, отсутствие
отвлекающих моментов, хорошее настроение учителя. Важен учёт и индивидуальных
особенностей: один ученик быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой,
другой не любит, чтобы на него обращали особое внимание, и т.д.
Все
эти моменты очень важны. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного
слова учителя, случайного конфликта с соседом. Продолжить работу можно так:
организовать на уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущими
ситуациями; напомнить о предшествующих успехах и определить новые задачи
в рамках того же предмета.
Личностно-
ориентированное образование- это образование, обеспечивающее развитие и
саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных
особенностей. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора
собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Образовательный
процесс личностно- ориентированного обучения предоставляет каждому ученику,
опираясь на его способности, склонности, интересы, опыт, возможность
реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
Критериальная
база личностно- ориентированного обучения строится на отслеживании и оценке не
столько достигнутых знаний, умений, и навыков сколько на сформированности
качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.
«…Новая
педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей.
Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что
стремления их к развитию также нетождественны. Теперь нельзя уже утверждать,
будто все люди рождаются с одинаковыми способностями. И не всё зависит только от
одного воспитания. Ни один ребёнок нетождествен с другим. Каждый из них уникум
в своём роде. Каждый из них не копия, а оригинал. Каждый одарён различными
способностями, в различных степенях притом даже одна и та же способность у
одного проявляется в одном возрасте, а у другого - в другом.
Даже
родные братья, даже близнецы иногда резко отличаются один от другого во всех
отношениях. У каждого своё стремление к развитию».
Личностно-
ориентированный подход в обучении требует, чтобы школьное образование было достаточно
эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным
особенностям каждого ученика. Всё положительное, ценное из личных дарований и
наклонений, как бы оригинально оно ни было, должно быть развито.
Можно
рассматривать личностно- ориентированное образование как одну из разновидностей
развивающего образования. Специфика личностно ориентированного образования
заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика,
на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития, тогда как остальные
концепции ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъктивность
является своего рода побочным продуктом и условием развивающего
обучения.
Личностно-
ориентированный подход в обучении требует, чтобы школьное образование было
достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным
индивидуальным особенностям каждого ученика. Всё положительное, ценное из
личных дарований и наклонений, как бы оригинально оно ни было, должно быть
развито.
Можно
рассматривать личностно- ориентированное образование как одну из разновидностей
развивающего образования. Специфика личностно ориентированного образования
заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика,
на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития, тогда как остальные
концепции ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъктивность
является своего рода побочным продуктом и условием развивающего
обучения.
«Рекомендации
к подготовке, проведению и анализу». Важное место при подготовке урока
необходимо отвести разработке гибкого плана. Он включает в себя:
·
определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от
разных этапов урока;
·
подбор и организацию дидактического материала, позволяющего
выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме
учебного материала, облегчающего его усвоение;
·
планирование разных форм организации учебной деятельности
(соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
·
выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом
характера заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами,
использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).
·
планирование характера общения, межличностных взаимодействий в
процессе урока включает в себя:
·
использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога)
с учётом конкретных целей урока;
·
проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с
учётом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию
(распределение по группам, парами и т.п.);
·
использование содержания субъектного опыта всех участников урока
в диалоге « ученик- учитель», «ученик- класс»;
·
предвосхищение возможных изменений в организации коллективной
работы класса, коррекция по ходу урока. Планирование результативности урока
предусматривает:
·
обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
·
анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
·
внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному
результату.
Рекомендации к проведению урока
Основной
замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть
содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к уроку, нужно
продумать не только, какой материал будет сообщаться на уроке, но и какие
содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном
опыте учащихся.
Важна
при этом и форма детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных
ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя- выявить и обобщить
«версии» учеников, выделить поддержать те из них, которые наиболее адекватны
научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета. Я в
своей работе использую следующие рекомендации:
1.
Использование разнообразных форм и методов организации
урока работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта
относительно предложенной темы;
2.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе
класса;
3.
Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов
выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
4.
Поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы
(решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые
детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и
поддерживать оригинальные;
5.
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую);
6.
Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому
ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу,
самостоятельность. Избирательность к способам работы;
7.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы
узнали» (чем овладели), но и того , что понравилось (не понравилось) и почему;
что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;
8.
При опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не
только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность,
оригинальность. Стремление ученика искать и находить разнообразные способы
выполнения заданий;
9.
При задании на дом необходимо называть не только содержание и
объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации
учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
Критерии
анализа личностно- ориентированного урока:
·
Создание учителем в начале урока положительного эмоционального
настроя на работу;
·
Сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и
целей, форм организации их деятельности;
·
Гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости
от целей урока (его этапов): сообщение материала. Выполнение творческих
заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных
особенностей;
·
Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения
задания;
·
Использование разнообразного дидактического материала,
позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме
учебного задания, характеру его выполнения;
·
Активизация субъектного опыта ученика, его использование в
процессе урока;
·
Анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и
учётом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся,
высказал ли оригинальные соображения;
·
Преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог);
·
Предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка
домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником,
коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного
задания, анализ разных способов решения т. п.
Основные особенности:
Следует
подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно-
ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого
ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную
позицию- быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять
комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его
индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.
Урок-
это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются
знания, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности
учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-
ориентированный урок.
Итак,
его особенности:
·
конструирование дидактического материала разного типа, вида и
формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
·
продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
·
проведение наблюдений за школьниками;
·
предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не
сдерживая их активности и инициативы;
·
организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
·
стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
·
продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения
утомляемости учащихся.
В
своей работе пользуюсь «Памяткой»
Деятельность
учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью:
1.
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех
учеников в ходе урока.
2.
Сообщение в начале урока не только темы, но организации учебной
деятельности в ходе урока.
3.
Использование проблемных форм общения (монолога, диалога,
полилога) с учётом конкретных целей урока.
4.
Осуществление комплексного педагогического наблюдения за каждым
учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного
становления.
5.
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид
форму материала (словесную, графическую, условно- символическую).
6.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что мы
«узнали», но и того, что понравилось (не понравилось), почему, что бы хотелось
выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
7.
Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не
сдерживая их активности и инициативы.
8.
Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению.
9.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного
ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ
использовал, почему и в чём ошибался.
10.
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться
по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
11.
При задании на дом называется не только тема и объём задания, но
и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную
работу при выполнении домашнего задания.
В
целях развития индивидуальной личности использую следующие приёмы организации
учебной работы :
·
Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя»);
·
Содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками
содержания проверенной работы (например, по заданному плану, схеме, алгоритму
проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не
получилось, где ошибки);
·
Анализ и самооценка использованного способа над содержанием
(рациональности способа решения и оформления задач, образности плана сочинения,
последовательности действий в практической работе и др.);
·
Оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по
заданным характеристикам деятельности (умею ли я ставить учебные цели,
планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия,
организовывать и оценивать результаты);
·
Анализ и оценка характера своего участия в учебной работе
(степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками
работы, инициативности, учебной изобретательности пр.)
·
Включение в урок или домашнее задание диагностических средств на
самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления,
памяти т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть
мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как
средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);
·
«Зеркальные задания»- обнаружение своих личностных или
учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием
(богаче всего для этого конечно, чтение), или внесёнными в урок
диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов
учеников с предложением прикинуть на себя).
Часто
пользуюсь заданиями на создание возможностей для самоопределения
(обращение к школьнику - «Выбирай себя»):
·
аргументированный выбор различного учебного содержания
(источников, факультативов и т. д.);
·
выбор заданий качественной различной направленности
(креативности, теоретичности- практичности, аналитической синтезирующей
направленности т. д.)
·
задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в
частности, ориентации на тот или иной балл;
·
задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в
частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как
и с кем, делать учебные задания);
·
выбор формы отчётности учебной работы. Это может быть письменный
или устный отчёт, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием;
·
выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок,
освоение темы, распределённый режим – «работа порциями» и пр.;
·
задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор
нравственной, научной, эстетической позиции в рамках представления учебного
материала;
·
задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего
развития.
Задание
на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):
·
требующие творчества в содержании работы. Придумывание
задач, тем, заданий, вопросов (литературные, исторические и прочие сочинения,
нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении и т.д.);
·
требующие творчества в способе учебной работы (переработка
содержания в схемы, опорные конспекты);
·
выбор различных «жанров» заданий (иллюстрации, инсценировка)
·
задания, создающие возможность проявить себя в определённых
ролях (автор, критик и т.д.)
·
задания, предполагающие реализацию себя в персонажах
литературных произведений.
Кроме
того, возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это
может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений,
анализа. Важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт,
включенность, проявление своих творческих задатков.
Задания,
ориентированные на совместное развитие школьников («твори совместно!»):
·
совместное творчество с применением специальных технологий и
форм групповой творческой работы;
·
«обычные» творческие совместные задания, без какого- либо
распределения учителем ролей, функций, позиций в группе;
·
творческие совместные задания со специальным распределением
учебно - организационных ролей;
·
творческие игровые совместные задания;
·
совместные опыты;
·
совместный анализ результата и процесса работы (например, совместная
содержательная групповая оценка степени освоения учебного материала каждым
участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы,
слаженности, самостоятельности);
·
стимулирование, мотивирование совместной творческой работы
оценивается учителем, подчёркивающим и совместный результат, и индивидуальные
результаты, и качество процесса совместной работы: подчёркивание при оценивании
идей взаимного развития, совместного развития.
Задание
и группа приёмов организации совместной работы, направленных на развитие
стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать («Меняй себя ради
себя»):
·
Задания, создающие возможность добровольного принятия на себя
учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома: решить
задачи или сделать какую- то другую учебную работу);
·
проанализировать на добровольной основе результаты самим
учеником (добровольное оценивание);
·
после серии решения тренировочных (например, математических)
задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому ученику
свою работу, обращая внимание на динамику оценок;
·
задания на проработку своих учебных перспектив ( пример такой
проработки- планирование результатов учебной работы в четверти или в году или
построение индивидуального учебного плана;
·
широкий спектр заданий по выбору, требующих проявления различных
качеств; терпение, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т. д.,
с предложением школьникам выбирать задания в соответствии со своим идеалом,
образом желаемого себе (эти задания безоценочные). (См. Приложение №2)
Создание
личностно ориентированной ситуации требует высокого психологического
дидактического профессионализма, жизненного личностного опыта и культуры
учителя, способности установить...
Комментариев нет:
Отправить комментарий