О помощи в ремонте учителя могут попросить раз в год, а отчетность - проблема ежедневная

Лучшей кандидатуры для обсуждения опубликованных на нашем сайте «Дополнительных разъяснений по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» подобрать было трудно.     

Лишний раз дублировать текст документа не захотелось, поэтому я решила задавать вопросы, опираясь на основные положения. Например, вторая часть имеет подзаголовок «Осуществление должностных обязанностей, связанных с обучением», а дальше рекомендации исполнительным чиновникам и директору школы, какие документы не стоит требовать с учителя. Что происходит на практике, интересуюсь у директора:     
- Запрашивают ли у учителя конспекты или диагностические карты уроков, а также планы подготовки к ГИА и отчеты об их выполнении?
- Учитель в принципе должен идти на урок, имея на руках или конспект, или диагностическую карту. Нам рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и диагностических карт, я не возражаю против таких рекомендаций, и в принципе они реальны. Тем более что жесткого требования со стороны администрации школы и лично от меня к учителям, чтобы они предоставляли такие карты в обязательном порядке, нет. Как нет и регулярности таких требований. Но для своего личного использования такая диагностическая карта у учителя должна быть. Потому что, например, когда я или завуч приходим на урок, и вдруг возникают вопросы, что-то может не понравиться, мы обязательно попросим учителя показать свои рабочие материалы, в первую очередь конспект или диагностическую карту урока. Хорошие педагоги, опытные, работающие в школе по 25-35 лет, все равно каждый раз готовятся к уроку и составляют свой конспект.
- Следующий вопрос касается участия педагогов в разработке рабочих программ. Обязаны ли они участвовать в такой разработке, и заставляют ли их писать индивидуальные программы или участвовать в создании коллективной?
- Рабочие программы должны быть у каждого учителя. На практике это происходит следующим образом: например, учителя третьих классов вместе делают общую программу, одну на всех. Так же у математиков в шестых классах, они сообща сделали одну программу на всех. Мы такой путь выбрали даже без министерских рекомендаций, потому что он наиболее оптимальный, эффективный и удобный для учителей. С другой стороны, если у меня один учитель химии в школе, то она сама вынуждена писать программу. Физик тоже одна, и она сама садится и пишет свою программу. Да, это напряженно для одного учителя, но пока это так, помощь может быть только от районного методобъединения.  
- Если педстаж учителя от одного до трех лет, ему можно доверить составление программы?
- Когда в школе появляется молодой начинающий учитель, мы просим более опытных коллег, чтобы ей или помогли составить программу, или дали свою готовую для использования. Молодого учителя надо сначала научить, показать, как эти программы составляются, и дать ей возможность сделать практические наработки.
- Обязательна ли единая форма отчетности для составления подобных программ?
- Я вижу, что в данных рекомендациях перечислены те пункты, которые должна содержать рабочая программа: планируемые результаты, содержание учебного предмета, курса и тематическое планирование. Раньше было больше пунктов, объем рабочих программ был больше, сейчас стало удобнее.
- Один из самых наболевших вопросов: сколько журналов заполняет учитель? В рекомендациях предписано иметь электронные журнал и дневники, и все!  
- Встречный вопрос: вы знаете, что при рейтинговании ставят плюсы тем школам, в которых существует электронный документооборот без отсутствия бумажного? Да, учителя ведут и бумажный вариант журнала, и электронный. Я скептически отношусь к ведению одного только электронного журнала. Во-первых, потому, что очень немногие родители на сегодняшний день следят в интернете за отметками своего ребенка. Если 25-30 процентов родителей смотрят отметки своего ребенка в журнале, разве это хорошо? Я как директор считаю, что они ВСЕ должны смотреть! Хотя бы от 90 до 100 процентов. А получается, что нормальным считается пять процентов. Как так? На родительских собраниях сами родители часто спрашивают, зачем им эти электронные журналы. Но мы должны предоставлять такую услугу, и мы это делаем, а пользоваться ею или нет – право родителей. Хотя учителей жаль, потому что они должны тратить больше времени, заполняя и то, и другое.
Второй момент. Учителя заставляют учеников вести бумажные дневники, там пишут обращения к родителям, вкладывают в них информацию об оценках, приглашают на собрания. И родитель уже не отговорится, что у него не было интернета, и поэтому он не смог вовремя узнать о родительском собрании – все написано в бумажном дневнике. Я считаю, что живое общение учителей с родителями не заменят никакие электронные средства. Бумажный дневник – это почти документ, который большинство родителей смотрит регулярно.
Для справки
19 октября 2016 года Воронежский институт развития образования подготовил информацию «О результатах мониторинга отказа от классных журналов в бумажной форме», где приводятся очень интересные факты и цифры. С 1 сентября 2016 года 172 школы Воронежской области «активно внедряют электронную форму учета успеваемости и посещаемости» учеников при одновременном отказе от ведения классных журналов в бумажной форме. Анализировали активность пользования сервисом «Дневник.ру», на котором 48 школ работают с сентября 2014 и 2015 года, а еще 124 школы – с сентября 2016 года. Хорошие показатели активности у 34 школ, удовлетворительные – у 74, а неудовлетворительные результаты показали 64 школы. Но что считается хорошим показателем? По экспертной оценке, если средняя доля активных уникальных пользователей за день меньше 5 %, то такой режим использования «Дневника.ру» можно считать неудовлетворительным. Если 5 % и выше – это уже нормально. Среди школ Воронежской области, участвующих в эксперименте, максимальным – 82,5 % - оказался показатель Ильменской основной образовательной школы Новохоперского района. На втором месте Березовская основная школа также Новохоперского района – 63,2 %, третьей идет гимназия № 1 города Борисоглебска – 52,3 %, а у последних из лучших, занимающих 32, 33 и 34 места (Докучаевская школа Таловского района, Заброденская школа Калачеевского района и воронежская гимназия имени Андрея Платонова) соответственно 15,4 %, 15,1 % и 14,9 %.
Интересно то, что никакой особой закономерности между школами определить невозможно – есть маленький процент посещений в крупных инновационных школах и обычных девятилетках, которые считаются малочисленными. И наоборот. Единственное, что можно сказать, насколько активно работает с интернетом район в целом. Как, например, Новохоперский, восемь школ которого попали в первую группу, или Борисоглебский, от которого в первой группе оказалось семь школ.
- Виктор Викторович, обязаны ли учителя вести какие-то дополнительные рубрики в электронном журнале?
- Там действительно много различных дополнительных функций, но мы от учителей не требуем их заполнения. Вообще, мы не очень давно перешли на «Дневник.ру», до этого был «Аверс», пока к новому еще не очень привыкли. Мало того, столкнулись с неожиданными трудностями. Довольно долгое время наша школьная страничка не просматривается на «Дневник.ру», потому что надо внести небольшие изменения, а мы сами их внести не можем. Как не можем дозвониться до головной организации, находящейся в Санкт-Петербурге, и получить от нее ответ! Написали им письмо с просьбой о технической поддержке – пока ответа не получили. И в таком положении не только наша школа, а еще несколько, они тоже «не просматриваются». А надо всего лишь одну строчку исправить, чтобы в строке «управляющая организация» значилось не департамент образования области, а департамент образования города! Мы сами не можем заменить одну надпись на другую, это должна делать обслуживающая организация.
И это еще одна проблема ведения электронного журнала. Если мы отменим бумажный вариант, а с электронным сервером возникнут какие-нибудь проблемы, что будем делать? Я сам видел, как учитель старается, заполняет электронный журнал, и вдруг – раз, вся информация «слетает»! Или в одиннадцать вечера сайт вдруг закрывается, прекращает работать – снова пропадает информация. Что делать? Все перенабирать заново на следующий день? Так и делают. Только ведь это и есть настоящая пустая трата времени! Поэтому мы не спешим отказываться от бумажного журнала.
- Сколько времени дается учителю на выставление оценок в электронном журнале?
- Вообще-то, учитель должен ежедневно его заполнять, после каждого урока заносить в него оценки и домашнее задание! Бумажный заполнять и электронный – ежедневно! То, что я вижу в рекомендациях – сроки выставления оценок продлены до трех и семи календарных дней – для меня стало настоящей новостью! Но боюсь, что это неосуществимо на практике, так как есть приказ городского управления образования, по которому учитель должен заполнять электронный журнал ежедневно. Единственное, что я могу сделать, это постараться понять учителя и не требовать в категоричной форме этого ежедневного заполнения.
- Подходим еще к одному очень интересному вопросу. Первое – составляет ли учитель отчеты по итогам дежурства по школе и по охране труда?
- Нет, у нас этого нет. Мы не нагружаем этим учителей. 
- И второе – фотоотчеты о праздничных мероприятиях, их учитель обязан делать? Также в рекомендациях сказано, что эти отчеты проверяющие должны брать из интернета. А кто будет загружать их в интернет, причем получается, что фотографировать перед этим все равно нужно? 
- Получается так. Я таких вещей с учителей не требую, а власти наши требуют. Хотя вопросов это вызывает очень много. Мы стараемся максимально не трогать учителей. Но все равно, как бы директор не старался, он не в силах снять с них бумажную нагрузку. Каждый день по электронной почте приходит по 60-70 сообщений, на которые требуют ответ в срочном порядке.

О совершенно абсурдных ситуациях журналисту часто рассказывают сами учителя. Одними из активных заказчиков различных фотоотчетов являются районные отделы образования и различные городские службы – экологические, коммунальные и т.д. А к фотоотчету еще необходимо приложить план субботника, письменный отчет о проделанной уборке и новых посадках. Как будто только таким образом можно доказать начальству, что деревья высажены. Но что делать, если этого еще не случилось, а фотоотчет уже требуют? Выход есть. Можно взять и выкопать одно небольшое деревце, а потом его в ту же яму обратно сажать и фотографировать. Или другой пример. Отрабатывали эвакуацию детей из школы во время внештатной ситуации, все провели, всех «эвакуировали», а сфотографировать не додумались. Тут через день запрос: срочно вышлете фототоотчет о проведенном мероприятии! Выход нашли, просмотрев старые фотоотчеты: выслали фото с прошлогоднего возложения венков к братской могиле Неизвестного солдата – там тоже дети парами шли, держась за руки, друг за другом, организованно. «Вот вы, как журналист, - говорила мне молодая учительница – можете объяснить, зачем это делается? Ведь все это – никому не нужная фикция и лишняя нагрузка на нас, учителей. Самое обидное, что никому не нужная!»
Самое яркое доказательство того, насколько катастрофически вырос электронно-бумажный документооборот в школах, это второй секретарь у директора. Сегодня в большинстве школ работают два секретаря – один официально в этой должности, а второй может числиться на другой ставке, например, специалиста по кадрам, но выполнять ту же бумажную работу. В одиночку с таким наплывом бумаг справиться невозможно! Поэтому и секретарей два, а во время каникул к ним присоединяется весь педколлектив – учителя сидят в школе до вечера, заполняют те самые «сокращенные» и «отмененные» отчеты, паспорта кабинетов, планы, журналы и так далее.
- Виктор Викторович, про классного руководителя в рекомендациях сказано, что ему надо заполнять только классный журнал и план работы классного руководителя. Что в реальности?  
- Приведу такой пример. Приходит на школьный адрес письмо, что у мэра прошло такое-то совещание, по итогам которого мэр поручил сделать то-то и то-то. Поэтому с нас в срочном порядке запрашивают информацию, которую мы должны предоставить для выполнения поручений мэра. И хотя такой информации в перечне бумаг, которые должна готовить школа, нет, но не предоставить такую информацию я не могу, потому что мой главный работодатель – это глава города. Точно так же и классный руководитель: если ребенок попал в нештатную ситуацию, писать на него характеристику должен классный руководитель. И он будет это делать, потому что – кто еще будет это делать?
Или вот пункт в рекомендациях: не допускать выполнения функций органов, осуществляющих общественное управление в сфере образования, например, составление протоколов родительских собраний. Думаю, это возможно в тех школах, где активные и ответственные родительские комитеты. Но все равно контролировать их будет классный руководитель. Если говорить о посещении семей учеников, у нас этим классные руководители не занимаются, а на письма отделов опеки и попечительства с требованием посетить семью того или иного ученика отвечает социальный педагог. Она посещает семьи и отчитывается за это, если боится идти одна, вызываем ей в помощь полицейского. Но все равно классный руководитель собирает персональные данные, пишет характеристики, журнал инструктажа заполняет – а кто это будет делать кроме нее?                 
- У меня тоже такой же вопрос относительно заведывания кабинетами. Кто еще должен это делать кроме учителей-предметников?
- У учителей раньше всегда были паспортизированные кабинеты. Потом это как-то упустили, но сейчас все снова возрождается. И на учителей ложится нагрузка по паспортизации кабинетов. Там работа большая, но это временно, когда паспорт составят, дальше его нужно будет только поддерживать. Не составлять мы не можем, потому что есть такое требование, и потому что надо знать, что в каком кабинете находится. Но за заведование кабинетами учителю идет надбавка к зарплате, эта работа дополнительная и не бесплатная. Как и у руководителя школьного методического объединения, они тоже получают за дополнительную нагрузку доплату.
- Должен ли учитель составлять свое портфолио при прохождении аттестации?
- Да, мы следуем приказу городского управления образования, по которому каждый учитель обязательно должен сделать свое электронное портфолио. И мы в школе разработали свое положение о портфолио, по которому они делают свои варианты.
Если делать вывод, надо говорить о том, что выполнить все требования по заполнению всех бумаг очень проблематично. Это притом, что администрация школы старается по возможности не загружать учителя лишними задачами. Например, мы никого не привлекаем к ремонту, учителя приходят в сентябре на занятия – все вычищено, покрашено, отремонтировано. В каникулы тоже стараюсь по минимуму загружать, но теперь мы просто вынуждены будем каникулы и праздничные дни сидеть заполнять бумаги. Я буду просить, чтобы учителя вышли в праздничные новогодние дни именно для «работы с документами»! Сейчас я думаю над тем, какие слова подобрать, чтобы уговорить учителей прийти в школу и засесть за бумаги.

P.S.
Когда этот материал уже был готов, мне в руки попал один очень интересный документ – приказ Управления образования и молодежной политики города Воронежа за № 844/01-06 от 12.09.2016 года. Название приказа довольно длинное, зато абсолютно соответствующее теме нашего разговора: «Об утверждении перечня отчетов и информации, предоставляемых педагогическими работниками муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж». Принят этот документ «в целях снижения административной нагрузки на общеобразовательные учреждения, в том числе путем уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов и ответов на информационные запросы…»
Знаете, сколько документов за учебный год должен заполнить классный руководитель «в целях снижения и путем уменьшения»? Думаете, только классный журнал и план работы классного руководителя? (Как того требуют министерские рекомендации). Вот и нет. Классный руководитель, работающий в Воронеже, должен заполнить минимум 16 форм различных бумаг, причем некоторые требуется заполнять раз в четверть, в квартал или раз в полугодие, всего получается 38.
А как в вашем городе – больше или меньше?